Что нужно знать о блокировке операций по банковскому счету?
На сайте Банка России опубликована памятка для предпринимателей, в ней рассказывается о случаях блокировки счетов и о том, что делать, если это произошло.
Банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета. Как правило, это происходит, если у банка есть основания полагать, что клиент нарушает законодательство в сфере кибербезопасности, противодействия отмыванию доходов или законодательство о таможенном регулировании, налогах и сборах. Чтобы узнать причину ограничений, следует обратиться в свой банк.
Поводами для ограничений могут стать следующие обстоятельства.
- Наличие информации о клиенте в базе данных Банка России о мошеннических переводах. В этом случае клиенту следует обратиться в любой из банков, в которых он обслуживается, или в Банк России через интернет-приемную с заявлением об исключении сведений о себе из этой базы.
- Нарушение клиентом законодательства о таможенном регулировании, Налогового кодекса РФ или приказов ФНС России. Например, клиент может быть включен в "Перечень должников ФТС России", пропустить срок представления налоговой отчетности и т. д. В этом случае необходимо уточнить причину ограничений в своем банке и устранить нарушение, то есть уплатить задолженность по таможенным платежам и начисленным пеням, подать декларацию, заплатить налоги и подать в ИФНС подтверждающие это документы.
- Предположения банка о том, что клиент проводит подозрительные операции с точки зрения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. В этом случае также следует обратиться в банк для выяснения причины ограничений и способов их отмены.
Банк должен рассмотреть поступившее заявление в течение 7 рабочих дней.
После рассмотрения пояснений и документов, представленных клиентом, банк снимет ограничения либо направит отказ. Отказ можно оспорить в своем же банке. Такая процедура называется реабилитацией. Если банк повторно откажется снять ограничения, следует обратиться с тем же вопросом в Межведомственную комиссию при Банке России (МВК) на сайте Банка России, выбрав соответствующую тему в интернет-приемной.
Еще одной причиной введения ограничений по банковским счетам может стать присвоение клиенту банка высокого уровня риска. Банк делает это на основе собственных аналитических данных с помощью специального сервиса – платформы "Знай своего клиента". О присвоении такого статуса организации или ИП банк должен сообщить в течение 5 дней.
Если высокий уровень риска присвоен и банком, и регулятором (ЦБ РФ), то проведение операций по счету такого клиента прекращается на основании п. 5 ст. 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ. В этом случае обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер.
Если высокий уровень риска присвоен организации или ИП платформой "Знай своего клиента", но банк не применил ограничительные меры, высокий уровень риска можно оспорить в Банке России. Для этого следует обратиться через интернет-приемную, выбрав тему "Обращение в Банк России о пересмотре высокого уровня риска", и представить необходимые документы. Если в таком случае пересмотреть уровень риска не удалось, можно в течение 6 месяцев обратиться в МВК.
Подпишитесь на новости